Упражнение 8. Вождение по грунтовым и проселочным дорогам с грузом.
Задачи упражнения:
- Вождение по грунтовым и проселочным дорогам, имеющим глубокие колеи, выбоины. Движение по объездным путям.
- Движение на подъемах и спусках с поворотами.
- Разворот на дорогах для движения в обратном направлении.
- Движение через населенные пункты, мосты.
Время: 2 ч.
Место: маршрут по выбору инструктора.
Материальное обеспечение: учебный автомобиль.
Порядок отработки и рекомендации:
- Отработать с обучаемым задачи, входящие в упражнение, для чего:
- перед выполнением каждой задачи или ее элементов сделать остановку, объяснить порядок и технику их выполнения, при необходимости показать практически и продолжать движение.
- Напомнить о технике безопасности;
- в таком же порядке проехать по маршруту несколько раз в пределах отведенного времени.
- При оценке действий обучаемого ошибками считать: нарушение правил дорожного движения и техники вождения; разворот с применением излишнего (дополнительного) маневрирования.
Организационно-методические рекомендации:
- При инструктаже необходимо указать порядок следования по маршруту, особенности грунтовых дорог и напомнить способы преодоления различных участков маршрута и препятствий на нем.
- Следует указать, что качество, а следовательно, и проходимость грунтовых дорог зависят от типа грунта (чернозем, песок, глина, гравий) и сезонно-погодных условий.
- Все грунтовые дороги, за исключением песчаных, в сухом состоянии для проезда особых трудностей не представляют. Сухой глубокий песок оказывает большое сопротивление движению автомобиля. Проходимость влажных песчаных участков значительно выше.
- Чернозем и глина при увлажнении становятся труднопроходимыми, на проезжей части образуются глубокие колеи, выбоины, ухабы.
- В жаркую погоду на грунтовой дороге образуется много пыли, ухудшается видимость.
- Различное состояние участков дороги определяет и способы их преодоления.
- Естественно, что при наличии большого количества пыли необходимо сзади идущему автомобилю держать большую дистанцию.
- Короткие труднопроходимые участки дороги следует преодолевать с разгона. На дороге с мягким грунтом, за исключением заболоченного луга, лучше ехать по следу (неглубокой колее) других автомобилей. Глубокие колеи надо пропустить между колесами.
- Для выезда из глубокой колеи следует расчистить полотно дороги под ведущими колесами и подложить под них имеющиеся подручные материалы (ветви, доски, камни и пр.).
- Мокрые глинистые участки лучше всего объехать. Если это сделать невозможно, следует заранее включить пониженную передачу, передний мост и двигаться по имеющемуся следу, с малой скоростью без остановок и торможений, не делая резких поворотов рулевого колеса.
- На особо трудных участках необходимо использовать средства повышения проходимости. Следует избегать длительного буксования колес, так как это приводит, к ускоренному износу шин, трате времени и перерасходу топлива. При буксовании одного из колес рекомендуется слегка притормозить колеса. Это увеличит усилие на небуксующем колесе. Следует иметь в виду, что пробуксовка чаще происходит в густой и глубокой грязи, чем в жидкой.
- Незнакомые участки дороги, залитые водой, необходимо разведать, узнать, какая глубина, нет ли пней, ям, камней.
- Застрявший автомобиль следует выводить с помощью «раскачки», то есть коротким попеременным движением вперед — назад с соответствующим включением передней и задней передач. Если этим способом вывести автомобиль не удается, нужно использовать шанцевый инструмент; (для улучшения полотна дороги), вывешивание колес при помощи ваги и подкладывание под колеса подручных материалов или привлечь к вытаскиванию другой автомобиль.
- Общую оценку обучаемому за выполнение упражнений рекомендуется выставлять, исходя из частных оценок за выполнение каждой задачи.