Уход за автомобилем на линии
В течение рабочего дня водитель несет полную ответственность:
— за нарушение правил безопасности движения, аварии, поломки, несчастные случаи;
— за сохранность автомобиля, его отдельных агрегатов, шин, оборудования, инструмента, безопасность пассажиров и сохранность груза;
— за простой автомобиля на линии по технической неисправности;
— за перерасход топлива сверх установленных норм.
Контроль за работой автомобиля в пути и осмотр его на остановках позволяют водителю своевременно выявить и устранить неисправности механизмов, приборов, деталей, шин, могущих возникнуть в процессе эксплуатации.
Ни одну неисправность нельзя оставить без внимания, так как даже самая малейшая неисправность, не устраненная вовремя, может превратиться в серьезное повреждение, вызывающее ускоренный износ и преждевременный выход из строя агрегата или механизма.
Кому из водителей неизвестно, что если камень, застрявший между двумя шинами, может вызвать серьезные повреждения боковин покрышек.
Водитель должен, соблюдая определенную последовательность при исследовании автомобиля, научиться быстро распознавать и обнаруживать неисправности по их наружным признакам.
Во время движения водитель обязан постоянно наблюдать за показаниями контрольных приборов; масляного манометра, термометра, указателя уровня бензина и спидометра. Кроме того, он должен проверять надежность работы тормозов, рулевого управления, сцепления, коробки передач.
На остановках и стоянках водитель обязан:
- осматривать тяги и сочленения рулевого управления и тормозной системы;
- проверять уровень и отсутствие подтеканий топлива, масла, воды, тормозной жидкости и при необходимости производить дозаправку;
- проверять на ощупь температуру ступиц колес, тормозных дисков;
- проверять наличие и надежность крепления гаек шпилек колес;
- проверять давление воздуха в шинах (при остывших шинах), исправность покрышек, освобождать покрышки от посторонних предметов, если они застряли между шинами;
- проверять общее состояние автомобиля, укладку и крепление груза, исправность сцепных приборов и прицепов.
Если неисправность автомобиля возникнет в пути, водитель должен остановиться, устранить неисправность и только после этого продолжать движение.
Опытные водители обычно ведут технический дневник, в котором записывают все замеченные неисправности автомобиля и отмечают их устранение. Такие дневники помогают следить за техническим состоянием автомобиля, контролировать своевременное устранение неполадок, осуществлять взаимоинформацию водителей.