Преодоление водных преград
При острой необходимости преодоления водной преграды вброд — не стоит спешить. Для начала, нужно внимательно осмотреть водоем, если надо, — то может даже придется сделать обследование брода и, самое главное, — подготовить автомобиль.
- Местность нужно осмотреть на наличие уже готовых бродов. Например, могут быть проложены дороги или тропинки через водоем, с выходом на другой стороне. Если ничего подобного нет, — то необходимо выбрать место, где берега с двух сторон более пологие.
- Определившись с местом брода, необходимо сделать его проверку. Совершить это нужно, чтобы очистить дно от камней, различных коряг, и даже засыпать ямы. Особое внимание нужно уделить укреплению берега в местах съезда и выезда из воды. Как правило, проверку брода делают самой проходимой машиной, на которой установлена лебедка. Место для спуска и выезда не должно быть круче 10-12 градусов. Если угол выезда больше, то при перегонке автомобилей берег будет намокать и становиться серьезным препятствием для перемещения других транспортных средств. Автомобили также требуют специальной подготовки при пересечении водоема вброд.
- Чтобы избежать нанесения различного рода повреждений вентилятору, а также не допустить уменьшения мощности двигателя, на его привод рекомендуется надеть ремень привода вентилятора. Если вы видите, что аккумуляторная батарея находится ниже планируемого уровня воды, то ее нужно временно перенести выше, например, в кабину к водителю. Также стоит загерметизировать отверстие масляного щупа, крышки маслоналивной горловины. А генератор, свечи и прерыватель стоит обмотать специальной изоляционной лентой, или, при ее отсутствии, хотя бы резиной от старой автомобильной камеры. Кроме того, при помощи солидола и специальной заслонки нужно загерметизировать окно картеры моховика: необходимо снять крышку с бензобака автомобиля и деревянным колечком закупорить отверстия. Не забывайте закрыть жалюзи радиатора.
- Когда автомобиль заканчивает передвижение по воде и начинает постепенно и плавно выезжать на берег, нужно поэтапно увеличивать количество оборотов коленчатого вала, чтобы автомобиль не заглох при выезде. Но делать это нужно плавно, ни в коем случае не допускается резкое повешение оборотов, т.к. это приведет к пробуксовке. Но если машина все-таки забуксовала при выезде на берег, нужно остановиться и буксировать ее тягачом или более мощнейшим автомобилем. Если нет посторонней помощи, вытянуть транспортное средство, можно попробовать самостоятельно. Для этого нужно попытаться съехать обратно в воду и начать выезд, немного изменив направление. После того, как машина выехала на сушу, необходимо просушить тормозные колодки (делать это нужно при работающем двигателе, плавными нажатиями на тормозную педаль).
Направление автомобиля, при движении, должно быть таким, чтобы на воде не образовывались волны, которые способны залить двигатель автомобиля.
Поэтому, как правило, езду в воде выполняют не напрямую, а под некоторым углом. Сам процесс захода автомобиля в воду должен проходить плавно, и, на первой передаче. Движение непосредственно уже в воде выполняют на повышенных оборотах коленчатого вала и снижают обороты, только когда автомобиль выехал на берег. Ни в коем случае нельзя снижать обороты во время движения в воде, так как может произойти заливание водой двигателя, — и он заглохнет. Если машина заглохнет в воде, то завести транспортное средство уже станет невозможно, поскольку вода начнет заполнять выхлопные трубы.
Водитель должен строго контролировать уровень погружения автомобиля в воду, поскольку может произойти попадание жидкости в цилиндры двигателя. Также при движении в воде, нужно стараться избежать переключения передач, нельзя делать резких поворотов.
Теперь рассмотрим случай, когда водоем замерзший, и необходимо через него переехать.
- Прежде всего, нужно определить место переправы и толщину льда. Как правило, выбирают наиболее ровное место, с пологими берегами (обязательно в этом месте лед должен быть прочно связан с берегом).
- Чтобы определить выдержит лед переезд или нет, необходимо через 15-25 метров вырубать лунки. Потом стоит измерять толщину льда в этих отверстиях. При проведении замеров считается глубина чистого льда, который имеет стекловидную форму. Если на поверхности находятся прослойки снега или воздушные поры, то такая «трасса» может не выдержать переправу автомобиля и лучше поискать другое место для преодоления ледяных преград. Кроме того, необходимо отказаться от поездки через водоем, если лед находится выше воды и не соприкасается с ней. Лед толщиной 15 см может выдержать автомобиль, масса которого не превышает двух тон. Но нужно быть осторожным при переправе через лед морей и озер, поскольку в них находится соленая вода и лед в них на 20-30 % слабее.
- Перед началом спуска автомобиля на лед нужно обеспечить плавный съезд, расчистить снег, убрать мешающие предметы. Потом, по возможности, можно посыпать места спуска и подъема песком. Сам съезд необходимо выполнять плавно, без резких рывков и ударов, торможение выполнять только двигателем. Скорость передвижения по льду не должна превышать 10-15 км/ч, не рекомендуется выполнять резкое торможение, переключение передач и стремительное повышение скорости для пересечения преграды. Ни в коем случае нельзя производить остановку на льду. Непосредственно, при передвижении автомобиля, стоит обязательно открыть двери, вес машины стоит быть предельно, уменьшить, высадив пассажиров. Автомобили должны двигаться только в один ряд, держа дистанцию не менее 30 м. Если впереди идущая машина остановилась, объезжать ее нельзя. Во время движения не исключен прогиб льда, — в таком случае нужно плавно добавить скорость и проехать опасный участок.