Точки устойчивого равновесия
Рулевое колесо, как и любой рычаг, обладает интересным свойством. Например, устойчивое равновесие.
Для удержания руля в определенном положении водитель прикладывает к ободу силу, перпендикулярную концу его радиуса в рулевой плоскости. При этом надо чутко реагировать на вращение руля в ту или другую сторону, меняя вовремя направление силы по красной или синей стрелке (см. рисунок). Так же ведет себя борец, которого противник то притянет, то толкнет.
Если к ободу в любой точке приложить силу, направленную от центра руля по радиусу наружу (зеленая стрелка), то необходимость в чутком балансе сил пропадает, так как такая сила заменяет сразу две силы на ободе, векторы которых хоть и совпадают по направлению, но вращают руль в разные стороны. Для этой силы данную точку назовем точкой устойчивого равновесия (ТУР).
Чтобы найти ТУР, например, для правой руки свободно сидящего водителя, надо, взявшись за обод в правом секторе, потянуть его к себе (не вращать, а просто тянуть естественным сгибом руки в локте). Если руль при этом поворачивается вправо, значит, вы взялись правее точки и наоборот. Поэкспериментируйте, хватаясь в разных местах за правый сектор, и определите, где должна быть приложена сила бицепса, чтобы руль не менял своего положения при увеличении этой силы.
Большинству людей подходят ТУР 7 и 5 для левой и правой рук соответственно, так как это следует из посадки водителя.
Естественно, в этих точках трудно уравновешивающую силу направить точно по плоскости руля, чтобы она была наименьшей, но этого и не требуется. Хватает составляющей от той силы, которой мы, притягивая руль к себе, «ломаем» его. Из этого следует, что чем больше наклонен руль вперед и чем он выше, тем легче добиться устойчивого равновесия, потому что рука держит его снизу.
В чем ошибка большинства водителей? В лучшем случае это «ладошки-суппорты» по Э.С.Цыганкову, о чем сказано в начале статьи, а в худшем — еще и двойная потеря вектора самовозврата руля.
Что значит двойная потеря вектора и чем она неприятна?
Если удерживать руль от самовозврата в правом секторе, то в точке 6 сила удержания должна быть горизонтальна — по красной стрелке (см. второй рисунок), а в точке 3 — уже вертикальна. Значит, средний вектор между этими точками будет направлен под углом 45 градусов вниз-влево. Если позволить руке, удерживающей обод руля в точке 5, выйти из этого сектора в следующий (между точками 3?12), то придется сменить почти все группы мышц в руках, так как средний вектор повернется на 90 градусов. А если упустить руль в сектор 12-9, то вообще придется взаимодействовать с противоположной силой, толкая руль вверх-вправо, да еще и от себя (см. направления фиолетовых стрелок). То есть, на перекате руля через 12 обязательно произойдет рывок!!!