Как научиться правильно выбирать передачи?


vibirat-peredachi-pravilnoОсновное назначение коробки передачэффективное распределение мощности двигателя при движении автомобиля. Механические КПП бывают 4-х, 5-и и 6-и ступенчатыми. Аппараты с большим количеством переключений – удел спецтранспорта и строительной техники, а также большегрузных транспортных средств. Наиболее эффективно двигатель работает в диапазоне от 3 000 до 4 500 об/мин (для дизельных моторов нормативы составляют 1 900 – 2 700 об/мин).

ВАЖНО! У разных автомобилей схема расположения передач имеет существенные отличия!

Во избежание существенных поломок, перед началом движения ознакомьтесь со схемой строения коробки!

Главные особенности МКПП:

  1. Обустройство водительского места 3-мя педалями, — Сцепление-Тормоз-Газ.
  2. Наличие рычага переключения передач, который постоянно используется при движении.

Помните, педаль «Сцепление» нажимается левой ногой.

Больше эта ступня не участвует в управлении трансмиссией. В отдельных случаях (при езде по зимним дорогам и торможении двигателем) она периодически нажимает на «Тормоз», пока правая «помощница» находится на педали «Газа». Правой ногой мы контролируем 2 процесса – «Тормоз» и «Газ».

Главным отличием механики, по сравнению с автоматической коробкой, является необходимость четко и согласованно управлять обеими ногами.

Классический пример – трогание автомобиля с места

Порядок действия:

  1. Для старта двигателя нажимаем педаль «Сцепление» и переводим рычаг коробки передач в нейтральное положение (рычаг свободно и практически без усилий перемещается влево-вправо). Затем, не отпуская педаль «Сцепление», заводим двигатель транспортного средства. Нажатая педаль способствует легкому пуску мотора в зимний период (не нужно дополнительно раскручивать все шестерни в коробке передач). Если ошиблись с нейтральным положением, — машина не дернется и не заглохнет (а если автомобиль находится на парковке и впереди расположена соседняя машина, виртуозно избежим ДТП).
  2. Убедившись, что рычаг переключения находится в «нейтральном положении», отпускаем педаль сцепления.
  3. Нажимаем педаль «Сцепление». Согласно схеме переключения скоростей, выбираем 1-ю передачу. Плавно отпускаем «Сцепление» (левой ногой) и одновременно доводим обороты двигателя до 1 200 — 1 500 об/мин педалью «Газ» (правой ногой). Крайне важна согласованность действий ног: в случае, если правая нога будет быстрее добавлять «Газ», то автомобиль «взревет» и может резко рвануть вперед. Если быстро отпустить «Сцепление», машина заглохнет – двигателю не хватит мощности на холостых оборотах.
  4. Когда автомобиль тронулся с места и начал движение, можете отпустить педаль «Сцепление» быстро и плавно.

ВАЖНО! Технику работы ног советуем отработать дома, сидя в кресле, имитируя одновременное отпускание сцепления и нажатие на педаль газа.

Как правило, 2-3 занятий по 10 минут бывает достаточно для устойчивого развития неосознанного моторного действия.

Переключение передач во время движения «снизу-вверх» — набор скорости

Порядок действия:

  1. Находимся в автомобиле. Для ускорения движения используем текущую передачу и нажимаем педаль «Газ». Когда показатели двигателя достигнут отметки в 4 000 – 5 000 об/мин, переходим на более высокую передачу. Это позволит экономнее использовать топливо, либо обеспечить дальнейший разгон.
  2. Для перехода – при наборе примерно 4 000 об/мин – нажимаем педаль сцепления до конца и одновременно отпускаем газ до значения в 2 500 – 3 000 об/мин.
  3. Переключаем рычагом КП следующую по схеме передачу.
  4. Плавно и быстро отпускаем «Сцепление». Контролируем скорость автомобиля педалью «Газа».

ВАЖНО! Для быстрого набора скорости рекомендуем перейти на более низкую передачу, но обороты двигателя не должны превышать 4 500 – 5 000 об/мин. Максимальный разгон у бензиновых двигателей — от 5 000 до 7 000 об/мин (расход топлива просто огромен).

Переключение передач во время движения «сверху-вниз».

Процедура имеет второе название — «торможение двигателем» (прием зимнего вождения, или при сильном дожде)

Порядок действия:

  1. Находимся в движении. Для замедления скорости используем текущую передачу и отпускаем педаль «Газ». Когда обороты мотора упадут до значения 2 500 – 3 000 об/мин, меняем расположение ручки МКПП. Равномерно тормозим за счет силы двигателя, не блокируя колеса.
  2. Для перехода на более низкую передачу – при 2 500 об/мин, нажимаем педаль сцепления до упора.
  3. Переключаем рычагом коробки предыдущую по схеме передачу.
  4. Плавно и быстро отпускаем педаль «Сцепления». Помните, обороты двигателя постепенно возрастут на 1 000 – 1 500 об/мин. Контролируем скорость транспортного средства педалью «Газа».

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: