Как держать руль?


kak-derjat-rulНа руле по традиции поставим условные числа от 1 до 12 как на циферблате часов и выделим два сектора (только нижних): между точками 9-6 — левый сектор, между точками 3-6 — правый.

Определимся с руками; к примеру, при правом повороте правую руку назовем внутренней, а левую — наружной; при левом — наоборот.

Машина у нас будет леворульная.

Положение 10-2 (основное)

Многие ученики правильно берутся за руль двумя руками в точках 10 и 2, но не могут объяснить, почему это верно. А все просто. Примерно в этих двух симметричных точках (в зависимости от ширины плеч водителя и диаметра рулевого колеса) локти водителя будут перпендикулярны к радиусам руля, и, следовательно, потребуется наименьшая сила, чтобы эти радиусы поворачивать. Проще говоря, это самые «чувствительные» точки на руле.

Положение 12-4 (городское)

В городе при частых разгонах и остановках, да еще и с перестроениями приходится постоянно работать рычагом КПП, оставляя на руле левую руку. Надо обязательно уметь круто (то есть, на максимальный угол) рулить этой рукой, причем в обе стороны должен быть равный поворот. Значит, перед переключением передачи нужно взяться левой рукой за точку 12; тогда и влево, и вправо будет возможен угол поворота в 120-150 градусов. Стало быть, второе положение рук — на точках 12 и 4.

Кисти рук на руле располагаются без напряжения; можно сказать, они висят на пальцах поверху и чуть снаружи руля, причем основной захват делается мизинцами, так как ладонь по их линии короче, чем по линии других пальцев. При поворотах внутренней рукой до точек 5 или 7 мизинец передает обод большому и указательному пальцам. Большие пальцы могут лежать на ободе или упираться в него изнутри для подкручивания руля изломом. О рекомендуемом гонщиками закрытом хвате, когда большой палец обхватывает обод как топор, можно почитать у гонщиков.

Надо заметить, что «ползанье» тем и отличается от настоящего движения, что при малых скоростях и некрутых поворотах можно рулить: «передаваньями», за обод изнутри, за спицы, основанием ладони в обод перпендикулярно рулевой плоскости, перекатом через тыльную сторону ладони, — то есть, любым идиотским способом — или вообще не рулить.

Начинающие водители очень часто «жадно клюют» на цитаты подобные этой: «Круговое руление одной рукой является элементом некоторых приемов высшего мастерства» (из книги Э.С.Цыганкова). У меня переучивался ученик, который настолько глубоко «заглотил» эту уродскую наживку, что двумя руками уже рулить не мог, и, вращая руль правой рукой, левую судорожно скрючивал перед искаженным от напряжения лицом.

Тому, кто хочет проезжать повороты на хорошей скорости устойчиво и необыкновенно легко, просто необходимо освоить в полной мере те перехваты вблизи точек устойчивого равновесия, которые я назвал «танцем руля».

Способы вращения руля

Руль можно толкать от себя и вверх или тянуть к себе и вниз. Для двуруких есть только один правильный способ быстрого вращения руля; все остальные — либо его производные, либо неправильные. Назовем этот способ комбинированным, так как в нем толчки вверх чередуются с тягой вниз.

Примечание. Применение приспособления типа ленивки, позволяющей построить из руля и руки кривошипно-шатунный привод, не обсуждается.

Здесь и далее поворот будем рассматривать правый.

Комбинированное вращение

Начинается вращение наружной рукой, которая, ухватившись за обод в точке 7 (исходное положение), сначала толчком от плеча (см. примечание), а потом тягой вниз по часовой стрелке переводит его в точку 3 и бросает, в том же темпе продолжая с выворотом кисти движение под рулем (именно под рулем!) в исходное положение. Внутренняя рука начинает движение вверх в точку 12 почти одновременно с наружной, чтобы до момента ее отпускания ухватиться за руль и без остановки продолжить его вращение с 12 до 4 (наружная в это время, проходя под рулем, занимает исходное положение). Таким образом, наружная рука вращает руль на 240 градусов (толчком и тягой), а внутренняя — на 120 (только тягой). На «Ладе» для поворота слева-направо надо сделать четыре «маха» наружной рукой. Если это сделать за 2-3 секунды — это отличная скорость.

Примечание. Так как тяга к себе всегда более контролируема чем толчок, одновременно с толчком надо наклониться внутрь поворота, чтобы наружная рука перешла на тягу не доходя до верхней точки руля (с точки 10). Вообще-то всякий знает, что перед поворотом просто необходимо заранее завалиться в сторону поворота, противодействуя центробежной силе. А вот вопрос о том, припасть к рулевой плоскости или отодвинуться от нее, будет рассматриваться ниже.

Для начинающих сложно бывает точно определить момент начала движения вверх внутренней руки, правильно вывернуть под рулем наружную руку и не сделать остановки руля в момент перехвата. Но если начинать все медленно и по отдельности, то правильный результат приходит очень быстро.

Простые перехваты («танец руля»)

Перехваты — способ вращения руля, который применяется чаще всего. Это облегченный способ вращения без толчка наружной рукой вверх; у Э.С.Цыганкова такие перехваты соответствуют определению — «тянем к себе и вниз». На малых скоростях перехваты можно делать на любом секторе руля, но в «танце руля» рассматриваются только два нижних сектора потому, что при перехватах в одном секторе исключается потеря вектора самовозврата руля, и, самое важное, потому что именно в нижних секторах находятся точки устойчивого равновесия.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: