Последствия превышения скорости движения
Ежегодно, по статистическим данным, в нашей стране 40-50% дорожных происшествий происходит по причине превышения скорости движения.
Такое же положение наблюдается и в других странах. По данным из США, более 50% происшествий со смертельным исходом совершается при скоростях 80-100 км/ч и выше. Причем с увеличением скорости возрастает тяжесть последствия и ущерб от дорожных происшествий. Так, при скорости 60 км/ч на 100 вовлеченных в дорожно-транспортные происшествия автомобилей приходится 30 пострадавших, а при скорости 120 км/ч — в 4 раза больше.

Если скорость движения увеличить на 40 км/ч по отношению к средней, то вероятность появления дорожного происшествия возрастет в 10 раз. Это и понятно, так как водитель должен обгонять всех, движущихся медленнее его. Заметим при этом, что порой выигрыш во времени оказывается просто ничтожным по сравнению с опасностью быстрой езды. Всего 3 мин выигрывает водитель на каждые 10 км пути, переходя от средней скорости, равной 60 км/ч, к скорости 100 км/ч. Выигранные минуты могут обернуться тяжелым дорожным происшествием.
Неоспоримые преимущества спокойного стиля езды можно проиллюстрировать результатами одного из экспериментов, которые время от времени проводятся в различных странах.
Эксперимент
На участке в 1500 км двум водителям предстояло проехать по одному и тому же маршруту. Задача первого водителя, проехать маршрут на максимальной скорости, не нарушая правил движения и выполняя требования всех дорожных знаков. Задача второго водителя, проехать маршрут в режиме транспортного потока. По ходу эксперимента, движение первого водителя было очень неравномерным (рис. 1а), ему часто приходилось резко тормозить, в пути он несколько раз попадал в аварийные ситуации. Движение второго автомобиля составляло не более 110 км/ч (рис. 1б).

Таблица 1.
Результаты эксперимента
Показатели | Первый водитель | Второй водитель | Разница |
---|---|---|---|
Время в пути | 20 ч 12 мин | 20 ч 43 мин | 31 мин |
Средняя скорость, км/ч | 74,3 | 72,4 | 1,9 |
Расход топлива на 1500 км, л | 175,5 | 135,1 | 40,4 |
Число обгонов | 2004 | 645 | 1359 |
Число торможений | 1334 | 652 | 682 |
Число резких торможений | 5 | 0 | 5 |
Сказанное выше подтверждает вывод о том, что надо уметь организовать свою поездку так, чтобы не было спешки.